Вторник, 17.09.2019, 12:08
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

КУ "Михайловская ООШ І-ІІІ ступеней №3"

Главное меню
Мини-чат
Гаряча лінія
Гаряча лінія
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Опыт работы Смирновой Е.Н.

Комунальний заклад «Михайлівська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів №3»

Михайлівської районної ради Запорізької області 

 

Адреса: 72002

 Запорізька обл.,

смт Михайлівка,

 вул. Пушкіна, 106

Телефон: (06132)21437

Е-mail: Mih_zosh_3@mail.ru 

 

Автор досвіду: Смірнова Олена Миколаївна , вчитель початкових класів КЗ "Михайлівська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів №3"

 

Тема досвіду:

Використання мультимедійних презентацій

на уроках розвитку мовлення

 

                                 

Произведениями изобразительного искусства человек

живет не только в залах   картинных галерей и музеев.

Как ценен молчаливый разговор с самим собой, когда

полотна и статуи оживают в сердце. Надо только не

закрывать перед собой двери в храм красоты, не

обкрадывать себя, а постепенно тренировать свой вкус

так же, как и мускулы

Сергей Тимофеевич Коненков

 

  І. Актуальность темы

         Государственный стандарт начального общего образования (2011) главным определяет "Развитие личности учащегося, формирование его коммуникативной компетентности".

         Неисчерпаемыми возможностями в формировании основ коммуникативной компетентности ребёнка обладают уроки развития речи. Деятельность учителя на них заключается в создании условий, при которых у ученика появляется потребность в высказывании, повышении мотивации, желании выразить свои мысли и чувства, развитии творческих способностей. Эта деятельность должна волновать ребёнка, вызывать потребность самовыражения.

         Сочинение как вид творческой работы занимает особое место, так как с одной стороны является предметом обучения, а с другой стороны - средством достижения конечной цели - формирования коммуникативно-речевых умений учащихся.

         Применение произведений литературы, музыки, живописи благоприятно влияет на становление личности, развитие внутреннего мира ребёнка. Поэтому в начальной школе большое внимание уделяется написанию сочинений по картине.

Именно на таких уроках, уроках развития речи (сочинение по картине), целесообразно использовать современное изобретение человечества - мультимедийные компьютерные технологии.

         На развитие способностей учащегося в начальной школе влияет множество факторов, в том числе и то, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Продуктивным будет тот урок, который вудет ярким, эффектным и эмоциональным. В этом случае знания, переданные детям, надолго запомнятся и будут фундаментом для усвоения новых знаний.

         Мультимедийные методы обучения позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение.

         Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность сочетать разнообразные средства, которые способствуют более осознанному и глубокому усвоению изучаемого материала, экономить время урока, наполнить его необходимой информацией.

         Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор исследования "Использование мультимедийных технологий на уроках развития речи (сочинение по картине)".

ІІ. Теоретическое обоснование

 Развитие речи ученика - важное условие его успешного обучения

         "Речь - это деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, своих знаний, намерений, чувств",- писал в своей книге «Методика развития речи младших школьников» М.Р. Львов .

         Речевое развитие ученика - очень важное условие его успешного обучения. Чтобы развивать и совершенствовать речь детей, нужна ежедневная работа по овладению основными языковыми нормами.

         Как видим, на первом месте среди других умений и навыков, которые должны освоить ученики начальной школы, стоят коммуникативные (языковые) умения и навыки. Это ещё раз подтверждает, что коммуникативное развитие остаётся важнейшим условием успешного обучения младших школьников.

         Основной целью изучения языка в начальных классах выступает формирование умения строить высказывания на доступную для них тему и доступного для них типа - рассказа, описания, рассуждения.

         Современное состояние проблемы представлено теоретическими разработками М.С. Вашуленко, Т.А. Ладыженской, Л.О. Варзацкой и др.

         В нашем регионе (г. Запорожье) эту проблему исследовали методист кафедры педагогики и психологии ЗОИППО Петрик О.В. и учителя запорожских гимназий.

В методическом пособии Петрик О.В."Розвиток і удосконалення мовленнєвої діяльності молодших школярів"  даётся теоретическое обоснование развития речи младших школьников, определяются методы и приёмы ознакомления с понятиями теории и стилистики текста, а также содержатся методические рекомендации и система упражнений по формированию общих умений и навыков связной речи.

          Одним из интересных и трудных видов сочинений яляются сочинения по картине. Эти сочинения  отличаются разнообразием. Они могут быть как устными, так и письменными. Также эти сочинения могут отличаться по источнику материала и типу текста (сочинение-повествование по серии сюжетных рисунков, сочинение-описание по пейзажу, сочинение по картине и т.д.), по степени самостоятельности создания детьми собственного текста.

Ориентировочная структура уроков написания сочинений (по Львову М.Р.)

1. Организация класса к работе.
2. Объявление темы и задач урока.
3. Подготовительная работа.
4. Беседа по содержанию рисунка (по результатам наблюдений, по теме).
5. Составление плана.

6. Словарно-стилистическая работа.
7. Устное составление сочинений.
8. Самостоятельное написание сочинений.
9. Словарно-орфографическая работа.
10. Заслушивание и анализ нескольких работ.
11. Итог урока.

                   Интересно поданы этапы урока обучения сочинению по репродукциии картины  Варзацкой А.О.

Учитель начальных классов Полухина Е.А. выделяет следующие основные этапы работы по картине :

І этап. Подготовка учителя к сочинению по картине.

         1) Определение основных задач урока, выявление тех коммуникативно-речевых умений, которые предполагается формировать на данном этапе обучения.

         2) Выбор картины в соответствии с задачами урока.

         3) Анализ картины, определение ее предметного содержания, замысла художника.

         4) Изучение биографии художника, истории создания картины.

         5) Составление плана урока.

ІІ этап. Подготовка учащихся к сочинению по картине.

         1) Рассматривание репродукции картины.

         2) Подготовительные упражнения на уроках русского языка (лексико-орфографические упражнения).

ІІІ этап. Урок обучающего сочинения по картине.

         1) Введение учащихся в речевую ситуацию.

         2) Подготовка учащихся к восприятию картины.

         3) Первичное рассматривание картины.

         4) Беседа по картине, ее коллективный анализ под руководством учителя.

         5) Выявление основных микротем.

         6) Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения.

         7) Работа над языковыми средствами.

         8) Орфографическая подготовка.

         9) Самостоятельная письменная работа учащихся.

         10) Самопроверка учащимися созданного текста, редактирование.  

          11) Проверка и анализ сочинений учителем.

ІV этап. Проведение урока по редактированию и совершенствованию текстов сочинений.

         Сочинение-описание по картине - сложная форма работы.  В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, " настроение" картины.

         Новые компьютерные технологии позволяют увеличить изображение, показать в увеличенном виде детали картины, определить, более близкую к оригиналу, цветовую гамму полотна, не просто показать портрет художника, а также познакомить с его биографией в иллюстрированном виде, "переместить" детей в лучшие залы мировых музеев.

         Главное достижение мультимедийных технологий - это интерес учащихся. Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга. Это чувство новизны способтвует возникновению интереса к учению. Следовательно, происходит усиление мотивации ученика, активизация его познавательной деятельности.

         Можно сделать вывод: мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению материала, экономить время урока, насытить его информацией.

Сравнительный анализ урока с использованием мультимедийной презентации и  традиционного урока

        ІІІ. Практическое применение урока с использованием мультимедиа

 Основные правила  составления урока  с использованием

мультимедийной презентации

         На уроках развития речи ("Сочинение по картине") я применяю мультимедийную презентацию. Данная форма представляет учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Использование мультимедийной презентации позволяет эффективно использовать время на уроке, что очень важно учитывать в работе над сочинением.

         При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем, по-прежнему, сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. 
         Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

                   При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать следующие требования.

         Мотивация. Мотивация - необходимая составляющая, которая должна поддерживаться на протяжении всего урока. Большое значение имеет чётко сформулированная цель, которая ставится перед школьниками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки школьника.        

         Постановка учебной цели. Задачи обучения должны быть чётко и ясно сформулированы в ходе урока.

         Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (раздаточный материал, подготовленный учителем, и материалы учебника).

         Подача учебного материала. Подача материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление слайдов, подаваемых на экран. Нужно использовать известные приципы легкочитаемости.

         Оценка. Самооценка - важное умение учащегося. Поэтому на данном этапе урока целесообразно организовать коммуникации "школьник - учитель - школьник", для этого рекомендуется такая организация работы детей, как "обучение в сотрудничестве", дискуссии.

Урок развития речи в 4 классе

Тема: Сочинение по картине В.Г.Перова "Тройка".

Презентация к уроку

При создании мультимедийной презентации нужно учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы использования компьютерных мультимедийных презентаций.

         При разработке сценария мультимедийной презентации я следую таким основным правилам:

1. Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной.

2. Продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 30 - 40 минут. Для демонстрации нужно подготовить примерно 20-25 слайдов (показ одного слайда занимает около минуты, плюс время для ответов на вопросы).

3. При изложении материала следует выделить несколько ключевых моментов и во время демонстрации периодически возвращаться к ним, чтобы осветить вопрос с разных сторон.

         При подготовке урока с использованием мультимедийной презентации я пользуюсь следующим руководством. 

Указания по созданию эффективной презентации

         1. Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать.

         2. В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации. Неудачные слайды необходимо объединить с другими, переместить или удалить вообще.

         3.  Пользуйтесь готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона.       

         4. Не бойтесь творческого подхода. Экспериментируйте при размещении графики и создании спецэффектов.

         5. Не перегружайте слайды лишними деталями. Иногда лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых. Не следует пытаться "затолкать" в один слайд слишком много информации.

         6.  Дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель. Их следует свести к минимуму и использовать только с целью привлечь внимание зрителя к ключевым моментам демонстрации.

         7. Звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию.

При создании мультимедийной презентаций необходимо :

         - провести разбивку урока на небольшие смысловые части – модули, где каждый слайд должен иметь заголовок;

         - подобрать для каждого модуля соответствующую форму выражения и  предъявления учащимся заголовка раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового и видеоряда и т.п. (согласно содержанию);

         - смоделировать познавательную деятельность детей при изучении раздела и использовать результаты при его составлении (определяется основная последовательность перехода между слайдами);

         - проектировать способы закрепления знаний и навыков и осуществлять обратную связь (подбор задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования);

         - разработать способы анализа ответов, реплик на типичные неправильные ответы, составить тексты, разработать рисунки, таблицы, схемы, видеоряд.

Каждый модуль по максимуму включает в себя:

 текст психологического настроя; цели изучения модуля; учебные вопросы; учебный материал;  набор ключевых проблем по теме модуля; вопросы для самопроверки и рефлексии (желательно с ответами, комментариями и рекомендациями);  структурно-логическую схему модуля; список литературы к модулю и ссылки на сайты интернет по тематике модуля.

                   После того как будет найдена “изюминка” урока, можно приступать к разработке структуры презентации, строить навигационную схему, подбирать инструменты, которые в большей степени соответствуют замыслам и уровню урока.

        ІV. Заключение

         Таким образом, на смену традиционным технологиям обучения должны прийти новые информационные развивающие педагогические технологии. 

         Использование мультимедийной презентации наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока: 
 - способствует более глубокому усвоению учащимися учебного материала,    осмысливанию связей и отношений в объектах изучения (образовательный аспект):; 
 - развивает познавательный интерес, умение обобщать, анализировать, сравнивать; активизирует творческую деятельность учащихся (развивающий аспект); 
 - формирует научное мировоззрение, а также умение организовать самостоятельную и групповую работу;  воспитывает моральные качества личности, а также чувства  товарищества, взаимопомощи (воспитательный аспект).

          Поэтому использование мультимедийной презентации на уроках развития речи должно стать обязательным условием решения задач языкового развития  ребёнка, раскрытия его творческих  способностей и самовыражения личности.

        Опыт изучен и рекомендован к внедрению в учебно – воспитательный процесс на заседании ШМО (протокол № 3 от 18 декабря 2014 г.)

Материалы из опыта работы находятся в школьном методическом кабинете.

 

 

 

 

 

 

 

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
СКОРО
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Я маю право!
Я маю право!
Время жизни сайта

Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz