Головне меню
Мини-чат
Гаряча лінія
Гаряча лінія
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Готовимся к экзаменамРекомендации психолога старшеклассникам по подготовке к экзаменам
Сколько экзаменов каждому человеку приходится сдавать в своей жизни? Вряд ли возможно сосчитать. Много. Или очень много.
Первое собеседование
при поступлении в первый класс, первое прослушивание в музыкальной
школе, первая олимпиада в школе, соревнование – это ли не серьезное
испытание? Постоянные контрольные работы, зачеты, публичные выступления –
экзамены, экзамены, экзамены… Маленькие и большие стрессы…
Одно из самых важных
испытаний для любого человека – это выпускные экзамены в школе и
практически сразу же вступительные в ВУЗ. Сложным является этот период
жизни для молодых людей еще и потому, что они совершают слишком
ответственный шаг – определяют свое дальнейшее будущее, свою судьбу. Как
в такое непростое время сохранить работоспособность и хорошее
настроение, как поддерживать хорошую физическую и психологическую форму?
Уместно вспомнить, что тревожность – естественное, обычное состояние
человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все
люди. Часто тревожность является полезной. Если человек начал
волноваться, – это означает готовность организма активно действовать, и
такие ощущения даже помогают на экзамене.
Простейший пример:
накануне экзамена сплошная «каша» в голове, ничего не вспомнить, но…
стоит взять билет и немного успокоиться, как вдруг все «всплывает»,
становится четким и понятным. Однако здесь важен один нюанс: в пустой
голове ничего не всплывет и не родится. К любому экзамену – необходимо
готовиться – и чем серьезнее будет подготовка, тем меньше будет
тревожность.
Режим дня
В трудное предэкзаменационное время нужно особенно позаботиться о поддержании своей работоспособности.
Увеличить сон на 1 час. Если вы не выспались, то на изучение того же материала вы тратите значительно больше времени.
Желательно заставить себя просыпаться
пораньше. Лучше всего сопротивляющийся мозг воспринимает информацию с
7.00 до 12.00 и с 14.00 до 17-18.00 ч.
В середине дня 30-40 минут проводить на свежем воздухе для обогащения кислородом клеток мозга.
Делать перерывы каждые 60-90 минут.
Перерывы не должны быть длительными (10-15 мин) и желательно наполнить
их физической нагрузкой.
Питание
Далеко не последнюю
роль в процессе запоминания и усвоения информации играет грамотное
питание. Научно доказано, что концентрация внимания, память, хорошее
настроение – совсем не случайность. Все это вполне достижимо с помощью
еды. Представьте себе, что 20% калорий, потребляемых нами в день,
«съедает» мозг. Соответственно, рацион определяет и умственные
способности. Одни продукты стимулируют работоспособность, другие –
быстроту мышления, третьи – концентрацию.
Запоминание и усвоение материала
Первый просмотр материала.
Повторение наиболее существенных фактов.
Выявление основных идей и их взаимосвязей.
Составление плана.
1. Не читайте подряд
весь учебник. Повторяйте по вопросам. На каждый вопрос составляйте
краткий конспект или план. Дело в том, что краткую запись ваша память
«сфотографирует», на экзамене вы ее обязательно вспомните, а по плану и
остальное легко вспомнится.
2. Ответы на наиболее
трудные вопросы развернуто пересказывайте, можно кому-нибудь, можно
записать на магнитофон и прослушать. Заодно и поймете, какое впечатление
ваш ответ произведет на преподавателя.
3. Не думайте «Я все
равно провалюсь». Такие мысли не зря называют саморазрушающими. Они не
только мешают готовиться, создавая постоянное напряжение и сумятицу в
мыслях, занимая в них главное место, они к тому же, как ни странно, не
позволяют вам ничего делать или делать все спустя рукава (а зачем, если
все равно ничего не выйдет?). Поэтому сосредоточьтесь на конкретных
задачах – продумайте программу подготовки на каждый день и
настраивайтесь на успех.
4. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов.
5. Перед экзаменом
обязательно мысленно проиграйте ситуацию экзамена, представьте все во
всех деталях и сконцентрируйтесь на лучшей форме поведения, а на
собственные страхи постарайтесь не обращать внимание.
6. Для лучшего запоминания выявите свой ведущий тип памяти:
Шпаргалки
Буду готовиться со шпаргалкой, но на экзамен ее не возьму!
Шпаргалки хороши тем,
что во время их приготовления, вы сможете кратко законспектировать
объемный материал и лучше его запомнить. Но брать с собой шпаргалки не
рекомендуется, так как сама мысль о том, что она у вас есть, будет вам
мешать сосредоточиться и лучше ответить.
Способ 1.
Шпаргалки и техника. Заранее продуманный текст начитывается на кассету.
Наушник маскируется пышной прической. Необходим пейджер. В разгар
экзамена пищит сигнал. На экране сообщение от бабушки. Показываете
экзаменатору, выходите, а там…
Способ 2.
Шпаргалки от Версаче. Шов пояса юбки или брюк разрезается вдоль и при
помощи нитки и иголки делится на кармашки соответствующие количеству
билетов.
Примечание: в этом варианте необходимо иметь квалификацию портного и фокусника средней руки.
Народные приметы
Спать, положив
тетрадь или учебник под подушку. Брать билет левой рукой, стоя на правой
ноге, держа язык за щекой. Кому-нибудь из родных во время твоего
экзамена держаться левой рукой за правое уха, ни на секунду не отпуская.
Накануне потрясти тетрадью с конспектами у открытого окна со словами
«Ловись, халява, большая и маленькая» и т.д.
Приметы помогают
уменьшить волнение и тревогу. Они, к сожалению, помогают только при
добросовестной подготовке. И, несмотря на полную свою бесполезность, они
позволяют чувствовать себя на экзамене более уверенно – такова
человеческая природа. Пусть вас не смущает то, что вы иногда следуете
приметам. Приметы и талисманы – удел не только слабых и неуверенных
людей. Кутузов, к примеру, никогда не садился на споткнувшуюся лошадь.
На экзамене
Первый шаг –
психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что
цель будет достигнута. Необходимо приучить себя к успеху, удаче, сделать
ее привычной.
На экзамен приходите вовремя, за 10 минут до начала. Раньше не нужно, чтобы не нервничать, позже тоже – по той же причине.
Паника среди сдающих экзамен
заразительна. Поэтому не расспрашивайте перед экзаменом идущих на него
об их знаниях и неуспехах, а тем более о требованиях экзаменатора.
Взяв билет,
сосредоточьтесь на словах «Я спокоен», медленно повторите их 5-6 раз.
Подготовку к ответу начните с того вопроса, который помните лучше всех,
попутно на полях записывая то, что у вас «всплывает» по другим вопросам.
Не пишите подробный текст ответа. Гораздо лучше, составив план ответа,
продумать, что вы будете рассказывать. Так как чтение вашего ответа с
листа производит неблагоприятное впечатление на экзаменатора.
Объективно оцени
преподавателя. Понаблюдай за ним и соответственно веди себя. Отвечая
материал, смотри на экзаменатора и представляй, что ты рассказываешь
доброжелательному и спокойному человеку.
Отвечайте с интересом и энтузиазмом. Если вам неинтересно отвечать, это чувствуется. Энтузиазм заразителен, скука – тоже.
А если провалился?
Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать.
Но признание ошибки – не есть убеждение в собственной несостоятельности, просто данная попытка не удалась.
А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг к успеху.
Помни – не ошибается тот, кто ничего не делает!
А вообще, вы сдадите экзамены, потому что:
УСПЕХОВ!
|
Поиск
Календарь
Полезные ссылки
Время жизни сайта
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||